Применение междисциплинарного подхода является также одним из условий успешного формирования функциональной грамотности обучающихся. Функциональная грамотность – умение человека вступать в отношения с внешней средой, адаптироваться к ней и продуктивно в ней функционировать. Связана с овладением обучающимися инструментарием универсальных видов деятельности для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, что позволяет рассматривать функциональную грамотность как цель образования1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, утвержденные в 2021 году, определяют функциональную грамотность обучающихся как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования (стандарт основного общего образования дополняет также ориентация в мире профессий).
Здесь уместно вспомнить определение качества образования, зафиксированного Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Очевидно, что степень успешности формирования функциональной грамотности во многом тождественна уровню качества образования, как минимум в части достижения планируемых результатов образовательной программы (которые, конечно же, остаются более широким понятием). Следовательно, формирование функциональной грамотности является необходимым условием для реализации национальных целей и достижения стратегических задач, стоящих перед системой образования Российской Федерации2.
Функциональную грамотность можно условно подразделить на несколько категорий:
- читательская грамотность;
- математическая грамотность;
- естественно-научная грамотность;
- цифровая грамотность;
- финансовая грамотность;
- др.
Среди указанных категорий выделяют три так называемые базовые инструментальные грамотности – компетенции, основанные на использовании различных инструментов коммуникации при работе с информацией и использовании различных форматов взаимодействия и являющиеся основой для развития других компетенций. К базовым инструментальным грамотностям относят читательскую, математическую (включая работу с данными) и цифровую.
Читательская грамотность
Читательская грамотность (способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни) подразумевает освоение следующих компетенций:
- находить и извлекать информацию;
- интегрировать и интерпретировать информацию;
- осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
- использовать информацию из текста.
Математическая грамотность
Математическая грамотность (способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира) подразумевает освоение следующих компетенций:
- формулировать ситуацию математически;
- применять математические понятия, факты, процедуры;
- интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
- рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом).
Цифровая грамотность
Цифровая грамотность (способность использовать информационные (цифровые) технологии в личных, исследовательских, творческих и коммуникационных целях, в том числе в рамках учебной, производственной, общественной деятельности) подразумевает освоение следующих компетенций:
- практические навыки по работе с компьютером;
- сбор, обработка, создание информации;
- цифровое взаимодействие.
Также необходимо отметить естественно-научную грамотность (способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям), которая подразумевает освоение следующих компетенций:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Основным принципом эффективного развития функциональной грамотности является включение в образовательный процесс заданий, отражающих проблемные жизненные ситуации, отвечающие следующим требованиям:
- учебная задача должна иметь несколько решений (различные способы решений) или не иметь однозначного решения;
- наличие в условии задачи избыточных данных или недостаточность данных, подразумевающая необходимость самостоятельного поиска недостающей информации из доступных обучающемуся источников;
- сюжет решаемой проблемы развивается в рамках конкретного предметного содержания, или реализуется идея использования для решения знаний из разных учебных предметов;
- учитываются возможности обучающихся с разным уровнем подготовки (предусматривается соответствующая вариативность заданий);
- предусматривается преимущественно парная или групповая работа.