МКОУ "Большескуратовская СОШ"
п. Скуратовский Чернский район Тульская область
  • Функциональная грамотность

    Что такое «функциональная грамотность»?

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

    «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

    ПРИКАЗ от   03.10.2022     № 63
    Об утверждении муниципального Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории МО Чернский район, на 2022/2023 учебный год

     

    Для педагога, ученика, родителя:

    Банк заданий по функциональной грамотности (Росучебник)

    Лаборатория функциональной грамотности

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

    Нормативные документы (федерального, регионального, муниципального уровней):

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

    Приказ Министерства образования Тульской области №1196 от 17.09.2021 г. "Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций, на 2021/2022 учебный год" 

    План мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся в МКОУ "Большескуратовская СОШ"

    Временный коллектив педагогов (ВКП), созданный с целью организации работы коллектива школы, направленной на создание системы работы по формированию функциональной грамотности на основе активизации межпредметных связей:

    • Пухликова Татьяна Анатольевна, руководитель ВКП, заместитель директора по УВР;
    • Петрусь Татьяна Геннадьевна, заместитель руководителя ВКП, руководитель ШМО, учитель русского языка
    • Руднева Ирина Юрьевна, член ВКП, учитель биологии;
    • Алдонина Светлана Вячеславовна, член ВКП, учитель физики;
    • Василенко Людмила Викторовна, член ВКП, учитель математики.
    • Фомичёва Людмила Александровна, заместитель руководителя ВКП, руководитель ШМО, учитель начальных классов,
    • Кудряшова Екатерина Николаевна, член ВКП, учитель русского языка и литературы;
    • Плахов Михаил Алексеевич, член ВКП, учитель физической культуры.

    Применение междисциплинарного подхода является также одним из условий успешного формирования функциональной грамотности обучающихся. Функциональная грамотность – умение человека вступать в отношения с внешней средой, адаптироваться к ней и продуктивно в ней функционировать. Связана с овладением обучающимися инструментарием универсальных видов деятельности для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, что позволяет рассматривать функциональную грамотность как цель образования1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, утвержденные в 2021 году, определяют функциональную грамотность обучающихся как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования (стандарт основного общего образования дополняет также ориентация в мире профессий).

    Здесь уместно вспомнить определение качества образования, зафиксированного Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Очевидно, что степень успешности формирования функциональной  грамотности во многом тождественна уровню качества образования, как минимум в части достижения планируемых результатов образовательной программы (которые, конечно же, остаются более широким понятием). Следовательно, формирование функциональной грамотности является необходимым условием для реализации национальных целей и достижения стратегических задач, стоящих перед системой образования Российской Федерации2.

    Функциональную грамотность можно условно подразделить на несколько категорий:
    - читательская грамотность;
    - математическая грамотность;
    - естественно-научная грамотность;
    - цифровая грамотность;
    - финансовая грамотность;
    - др.

    Среди указанных категорий выделяют три так называемые базовые инструментальные грамотности – компетенции, основанные на использовании различных инструментов коммуникации при работе с информацией и использовании различных форматов взаимодействия и являющиеся основой для развития других компетенций. К базовым инструментальным грамотностям относят читательскую, математическую (включая работу с данными) и цифровую.

    Читательская грамотность
    Читательская грамотность (способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни) подразумевает освоение следующих компетенций:
    - находить и извлекать информацию;
    - интегрировать и интерпретировать информацию;
    - осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
    - использовать информацию из текста.

    Математическая грамотность
    Математическая грамотность (способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира) подразумевает освоение следующих компетенций:
    - формулировать ситуацию математически;
    - применять математические понятия, факты, процедуры;
    - интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
    - рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом).

    Цифровая грамотность
    Цифровая грамотность (способность использовать информационные (цифровые) технологии в личных, исследовательских, творческих и коммуникационных целях, в том числе в рамках учебной, производственной, общественной деятельности) подразумевает освоение следующих компетенций:

    - практические навыки по работе с компьютером;
    - сбор, обработка, создание информации;
    - цифровое взаимодействие.

    Также необходимо отметить естественно-научную грамотность (способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям), которая подразумевает освоение следующих компетенций:

    - научно объяснять явления;
    - понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
    - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

    Основным принципом эффективного развития функциональной грамотности является включение в образовательный процесс заданий, отражающих проблемные жизненные ситуации, отвечающие следующим требованиям:

    - учебная задача должна иметь несколько решений (различные способы решений) или не иметь однозначного решения;
    - наличие в условии задачи избыточных данных или недостаточность данных, подразумевающая необходимость самостоятельного поиска недостающей информации из доступных обучающемуся источников;
    - сюжет решаемой проблемы развивается в рамках конкретного предметного содержания, или реализуется идея использования для решения знаний из разных учебных предметов;
    - учитываются возможности обучающихся с разным уровнем подготовки (предусматривается соответствующая вариативность заданий);
    - предусматривается преимущественно парная или групповая работа.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie